С 1 августа компании "Росюрконсалтинг" присвоен статус представительства Союза Юристов Москвы.

Юристы компании разра-ботали проект закона "О вспомогательных репро-дуктивных технологиях и гарантиях репродуктив-ных прав граждан". Приг-лашаем специалистов, а также широкую общест-венность принять участие вобсуждении этого законопроекта.

"Бесплодие не приговор" - информационная телепе-редача с участием гене-рального директора ком-пании "Росюрконсалтинг", эксперта Европейского общества эмбриологии и репродукции человека К.Н. Свитнева

"Правовое регулирование ВРТ в России и в мире"
IV Международный Конг-ресс "Актуальные вопросы вспомогательных репро-дуктивных технологий (проблемы и решения)"

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 19 ноября 1992 года N2801-XII

 Основы законодательства Украины о здравоохранении (по состоянию на 28 декабря 2007 года)

 Каждый человек имеет естественное неотъемлемое и непреложное право на охрану здоровья. Общество и государство ответственны перед современным и будущими поколениями за уровень здоровья и сохранение генофонда народа Украины, обеспечивают приоритетность здравоохранения в деятельности государства, улучшение условий труда, обучения, быта и отдыха населения, решение экономических проблем, совершенствование медицинской помощи и внедрение здорового образа жизни.

 Основы законодательства Украины о здравоохранении определяют правовые, организационные, экономические и социальные начала здравоохранения в Украине, регулируют общественные отношения в этой области в целях обеспечения гармоничного развития физических и духовных сил, высокой трудоспособности и долголетней активной жизни граждан, устранения факторов, вредно воздействующих на их здоровья, предупреждения и снижения заболеваемости, инвалидности и смертности, улучшения наследственности.

 Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Законодательство Украины о здравоохранении

 Законодательство Украины о здравоохранении базируется на Конституции Украины и состоит из настоящих Основ и иных принятых в соответствии с ними актов законодательства, регулирующих общественные отношения в области здравоохранения.

 Статья 2. Международные договоры Украины в области здравоохранения

 Если международным договором, в котором принимает участие Украина, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины о здравоохранении, то применяются правила международного договора.

 Статья 3. Понятие и термины, применяемые в законодательстве о здравоохранении

 В настоящих Основах и иных актах законодательства о здравоохранении основные понятия имеют следующие значения :

 здоровья - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов;

 здравоохранение - система мер, направленных на обеспечение сохранения и развития физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности жизни;

 учреждения здравоохранения - предприятия, учреждения и организации, задачей которых является обеспечение разнообразных потребностей населения в области здравоохранения путем предоставления медико-санитарной помощи, включая широкий спектр профилактических и лечебных мероприятий или услуг медицинского характера, а также выполнение иных функций на основе профессиональной деятельности медицинских работников;

 медико-санитарная помощь - комплекс специальных мероприятий, направленных на содействие улучшению здоровья, повышение санитарной культуры, предупреждение заболеваний и инвалидности, на раннюю диагностику, помощь лицам с острыми и хроническими заболеваниями и реабилитацию больных и инвалидов.

 Содержание других понятий и терминов определяется законодательством Украины и специальными словарями понятий и терминов Всемирной организации здравоохранения.

 Статья 4. Основные принципы здравоохранения

 Основными принципами здравоохранения в Украине являются:

 признание здравоохранения приоритетным направлением деятельности общества и государства, одним из главных факторов выживания и развития народа Украины;

 соблюдение прав и свобод человека и гражданина в области здравоохранения и обеспечение связанных с ними государственных гарантий;

 гуманистическая направленность, обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, групповыми или индивидуальными интересами, повышенная медико-социальная защита наиболее уязвимых слоев населения;

 равноправие граждан, демократизм и общедоступность медицинской помощи и других услуг в области здравоохранения;

 соответствие задачам и уровню социально-экономического и культурного развития общества, научная обоснованность, материально-техническая и финансовая обеспеченность;

 ориентация на современные стандарты здоровья и медицинской помощи, сочетание отечественных традиций и достижений с мировым опытом в области здравоохранения;

 предупредительно-профилактический характер, комплексный социальный, экологический и медицинский подход к здравоохранению;

 многоукладность экономики здравоохранения и многоканальность ее финансирования, сочетание государственных гарантий с демонополизацией и поощрением предпринимательства и конкуренции;

 децентрализация государственного управления, развитие самоуправления учреждений и самостоятельности работников здравоохранения на правовой и договорной основе.

 Статья 5. Охрана здоровья - общая обязанность общества и государства

 Государственные, общественные или другие органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане обязаны обеспечить приоритетность здравоохранения в собственной деятельности, не причинять ущерба здоровью населения и отдельных лиц, в пределах своей компетенции предоставлять помощь больным, инвалидам и пострадавшим от несчастных случаев, способствовать работникам органов и учреждений здравоохранения в их деятельности, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о здравоохранении.

 Раздел II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 Статья 6. Право на охрану здоровья

 Каждый гражданин Украины имеет право на охрану здоровья, предусматривающее:

 а) жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание и обеспечение, необходимый для поддержания здоровья человека;

 б) безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду;

 в) санитарно-эпидемическое благополучия территории и населенного пункта, где он проживает;

 г) безопасные и здоровые условия труда, обучения, быта и отдыха;

 д) квалифицированную медико-санитарную помощь, включая свободный выбор врача, выбор методов лечения в соответствии с его рекомендациями и учреждения здравоохранения;

 е) достоверную и своевременную информацию о состоянии своего здоровья и здоровья населения, включая существующие и возможные факторы риска и их степень;

 є) участие в обсуждении проектов законодательных актов и внесение предложений по формированию государственной политики в области здравоохранения;

 ж) участие в управлении здравоохранением и проведении общественной экспертизы по этим вопросам в порядке, предусмотренном законодательством;

 з) возможность объединения в общественные организации в целях содействия здравоохранению;

 и) правовую защиту от любых незаконных форм дискриминации, связанных с состоянием здоровья;

 i) возмещение причиненного здоровью ущерба;

 ї) обжалование неправомерных решений и действий работников, учреждений и органов здравоохранения;

 й) возможность проведения независимой медицинской экспертизы в случае несогласия гражданина с заключениями государственной медицинской экспертизы, применения к нему мер принудительного лечения и в других случаях, когда действиями работников здравоохранения могут быть ущемлены общепризнанные права человека и гражданина;

 к) право пациента, пребывающего на стационарном лечении в заведении здравоохранения, на допуск к нему других медицинских работников, членов семьи, опекуна, попечителя, нотариуса и адвоката, а также священнослужителя для отправления богослужения и религиозного обряда.

 Законодательством Украины могут быть определены и другие права граждан в области здравоохранения.

 Гражданам Украины, находящимся за границей, гарантируется право на охрану здоровья в формах и объеме, предусмотренных международными договорами, в которых принимает участие Украина.

 Статья 7. Гарантии права на охрану здоровья

 Государство согласно Конституции Украины гарантирует всем гражданам реализацию их прав в области здравоохранения путем:

 а) создания разветвленной сети учреждений здравоохранения;

 б) организации и проведения системы государственных и общественных мероприятий по охране и укреплению здоровья;

 в) предоставление всем гражданам гарантируемого уровня медико-санитарной помощи в объеме , устанавливаемом Кабинетом Министров Украины;

 г) осуществления государственного и возможности общественного контроля и надзора в области здравоохранения;

 д) организации государственной системы сбора, обработки и анализа социальной, экологической и специальной медицинской статистической информации;

 е) установления ответственности за нарушение прав и законных интересов граждан в области здравоохранения.

 Статья 8. Государственная защита права на охрану здоровья

 Государство признает право каждого гражданина Украины на охрану здоровья и обеспечивает его защиту.

 В случае нарушения законных прав и интересов граждан в области здравоохранения соответствующие государственные, общественные или другие органы, предприятия, учреждения и организации, их должностные лица и граждане обязаны принять меры по восстановлению нарушенных прав, защите законных интересов и возмещению причиненного ущерба.

 Судебная защита права на охрану здоровья осуществляется в порядке, установленном законодательством.

 Статья 9. Ограничения прав граждан, связанные с состоянием их здоровья

 На основаниях и в порядке, предусмотренных законами Украины, граждане могут быть признаны временно или постоянно непригодными по состоянию здоровья к профессиональной или иной деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а также с исполнением определенных государственных функций.

 Применение принудительных мер медицинского характера относительно лиц, совершивших общественно опасные деяния, ограничение прав других граждан в виде принудительного медицинского осмотра или принудительной госпитализации, а также в связи с проведением карантинных мероприятий допускается только на основаниях и в порядке, предусмотренных законами Украины.

 Решения об ограничениях прав граждан, связанных с состоянием их здоровья, могут быть обжалованы в судебном порядке.

 Статья 10. Обязанности граждан в области здравоохранения

 Граждане Украины обязаны :

 а) заботиться о своем здоровье и здоровье детей, не вредить здоровью других граждан;

 б) в предусмотренных законодательством случаях проходить профилактические медицинские осмотры и делать прививки;

 в) оказывать неотложную помощь другим гражданам, находящимся в угрожающем для жизни и здоровья состоянии;

 г) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о здравоохранение.

 Статья 11. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства

 Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Украины, пользуются такими же правами и несут такие же обязанности в области здравоохранения, как и граждане Украины, если иное не предусмотрено международными договорами или законодательством Украины.

 Права и обязанности в области здравоохранения иностранных граждан и лиц без гражданства, временно находящихся на территории Украины, определяются законодательством и соответствующими международными договорами.

 Раздел III. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 Статья 12. Здравоохранение - приоритетное направление государственной деятельности

 Здравоохранение - одно из приоритетных направлений государственной деятельности. Государство формирует политику здравоохранения в Украине и обеспечивает ее реализацию.

 Государственная политика здравоохранения обеспечивается бюджетными ассигнованиями в размере, отвечающем ее научно обоснованным потребностям, но не менее десяти процентов национального дохода.

 Статья 13. Формирование государственной политики здравоохранения

 Основу государственной политики здравоохранения формирует Верховный Совет Украины путем закрепления конституционных и законодательных начал здравоохранения, определения его цели, главных задач, направлений, принципов и приоритетов, установления нормативов и объемов бюджетного финансирования, создания системы соответствующих кредитно-финансовых, налоговых, таможенных и иных регуляторов, утверждения общегосударственных программ здравоохранения.

 Для решения вопросов формирования государственной политики здравоохранения при Верховном Совете Украины могут создаваться совещательные и экспертные органы из ведущих специалистов в области здравоохранения и представителей общественности. Порядок создания и деятельности этих органов определяется Верховным Советом Украины.

 Составной частью государственной политики здравоохранения в Украине является политика здравоохранения в Республике Крым, местные и региональные комплексные и целевые программы, формируемые Верховным Советом Республики Крым, органами местного и регионального самоуправления и отражающие специфические потребности охраны здоровья населения, проживающего на соответствующих территориях.

 Статья 14. Реализация государственной политики здравоохранения

 Реализация государственной политики здравоохранения возлагается на органы государственной исполнительной власти.

 Личную ответственность за нее несет Президент Украины. Президент Украины в своем ежегодном докладе Верховному Совету Украины предусматривает отчет о состоянии реализации государственной политики в области здравоохранения.

 Президент Украины выступает гарантом права граждан на охрану здоровья, обеспечивает исполнение законодательства о здравоохранении через систему органов государственной исполнительной власти, проводит в жизнь государственную политику здравоохранения и осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Украины.

 Кабинет Министров Украины организует разработку и осуществление государственных целевых программ, создает экономические, правовые и организационные механизмы, стимулирующие эффективную деятельность в области здравоохранения, обеспечивает развитие сети учреждений здравоохранения, заключает межправительственные соглашения и координирует международное сотрудничество по вопросам здравоохранения, а также в пределах своей компетенции осуществляет иные полномочия, возложенные на органы государственной исполнительной власти в области здравоохранения.

 Министерства, ведомства и другие центральные органы государственной исполнительной власти в пределах своей компетенции разрабатывают программы и прогнозы в области здравоохранения, определяют единые научно обоснованные государственные стандарты, критерии и требования, которые должны способствовать охране здоровья населения, формируют и размещают государственные заказы в целях материально-технического обеспечения отрасли, осуществляют государственный контроль и надзор, иную исполнительно-распорядительную деятельность в области здравоохранения.

 Совет Министров Республики Крым, Представители Президента Украины и подчиненные им органы местной государственной администрации, а также исполнительные комитеты сельских, поселковых и городских Советов народных депутатов реализуют государственную политику здравоохранения в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством.

 Статья 15. Органы здравоохранения

 Специально уполномоченным центральным органом государственной исполнительной власти в области здравоохранения является Министерство здравоохранения Украины, компетенция которого определяется положением, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

 Функции специально уполномоченных органов государственной исполнительной власти в административно-территориальных единицах Украины возлагаются на отдел здравоохранения Советов Министров Республики Крым и органы местной государственной администрации.

 Статья 16. Учреждения здравоохранения

 Непосредственную охрану здоровья населения обеспечивают санитарно-профилактические, лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные, санаторно-курортные, аптечные, научно-медицинские и другие учреждения здравоохранения.

 Учреждения здравоохранения создаются предприятиями, учреждениями и организациями с разными формами собственности, а также частными лицами при наличии необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов. Порядок и условия создания учреждений здравоохранения, государственной регистрации и аккредитации этих учреждений, а также порядок лицензирования медицинской практики, производства лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами определяются актами законодательства Украины.

 Учреждение здравоохранения осуществляет свою деятельность на основании устава, утверждаемого собственником или уполномоченным им органом.

 Независимо от юридического статуса учреждение здравоохранения руководство им может осуществлять только лицо, отвечающее установленным государством единым квалификационным требованиям. Руководителю учреждения здравоохранения должна быть обеспечена независимость в решении всех вопросов, связанных с охраной здоровья.

 Кабинет Министров Украины и уполномоченные им органы, а также в пределах своих полномочий органы местного самоуправления имеют право прекратить деятельность любого учреждения здравоохранения в случае нарушения им законодательства о здравоохранении, невыполнения государственных требований в отношении качества медицинской помощи и иной деятельности в области здравоохранения или совершение действий, противоречащих его уставу.

 Статья 17. Хозяйственная деятельность в области здравоохранения

 Проведение хозяйственной деятельности в области здравоохранения, которая в соответствии с законом подлежит лицензированию, разрешается только при наличии лицензии.

 Государство поддерживает хозяйственную деятельность в области здравоохранения.

 Статья 18. Финансирование здравоохранения

 Финансирование здравоохранения осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, бюджета Республики Крым, бюджетов местного и регионального самоуправления, фондов медицинского страхования, благотворительных фондов и любых других источников, не запрещенных законодательством.

 Средства Государственного бюджета Украины, бюджета Республики Крым, бюджетов местного и регионального самоуправления, ассигнованные на здравоохранение, используются для обеспечения населению гарантированного уровня медико-санитарной помощи, финансирования государственных целевых и местных программ здравоохранения и фундаментальных научных исследований по этим вопросам.

 Объемы бюджетного финансирования определяются на основании научно обоснованных нормативов из расчета на одного жителя.

 За счет Государственного бюджета Украины, бюджета Республики Крым, бюджетов местного и регионального самоуправления финансируются общедоступные для населения учреждения здравоохранения. Средства, не использованные учреждением здравоохранения, не изымаются и соответствующее уменьшение финансирования на предстоящий период не производится.

 Ведомственные и другие учреждения здравоохранения, обслуживающие лишь отдельные категории населения по профессиональному, ведомственному или иному, не связанному с состоянием здоровья человека признаку, финансируются, как правило, за счет предприятий, учреждений и организаций, которые они обслуживают. Допускается финансовая поддержка таких учреждений за счет государственного или местного бюджетов, если работники соответствующего ведомства, предприятия, учреждения или организации составляют значительную часть населения данной местности.

 Все учреждения здравоохранения имеют право использовать для повышения качественного уровня своей работы средства, добровольно переданные предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами, а также с разрешения собственника или уполномоченного им органа устанавливать плату за услуги в области здравоохранения.

 Государство обеспечивает создание и функционирование системы медицинского страхования населения. Страхование граждан осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, средств предприятий, учреждений и организаций и собственных взносов граждан. Вопросы организации медицинского страхования населения и использования страховых средств определяются соответствующим законодательством.

 Статья 19. Материально-техническое обеспечение здравоохранения

 Государство организует материально-техническое обеспечение здравоохранения в объеме, необходимом для предоставления населению гарантированного уровня медико-санитарной помощи. Все учреждения здравоохранения имеют право самостоятельно решать вопросы своего материально-технического обеспечения. Государство содействует производству медицинской аппаратуры, инструментария, оборудования, лабораторных реактивов, лекарств, протезных и гигиенических средств и других изделий, необходимых для охраны здоровья, а также развитию торговли этими изделиями.

 В этих целях обеспечивается реализация государственных целевых программ приоритетного развития медицинской, биологической и фармацевтической промышленности, поощряются предпринимательство и международное сотрудничество в области материально-технического обеспечения здравоохранения, создается система соответствующих налоговых, ценовых, таможенных и иных льгот и регуляторов.

 Государство может ограничивать экспорт товаров, необходимых для здравоохранения, и сырья для их изготовления, если это может повредить интересам охраны здоровья населения Украины.

 Для обеспечения надлежащего качества изделий, необходимых для здравоохранения, их применение разрешается лишь после обязательной апробации, осуществляемой в порядке, согласованном с Министерством здравоохранения Украины.

 Статья 20. Научное обеспечение здравоохранения

 Государство содействует развитию научных исследований в области здравоохранения и внедрению их результатов в деятельность учреждений и работников здравоохранения. Исследования, проводимые академическими и ведомственными научными учреждениями, учебными заведениями и другими научными учреждениями и подразделениями или отдельными научными работниками финансируются на конкурсной основе из государственного бюджета, а также за счет любых других источников финансирования, не противоречащих законодательству.

 Все государственные целевые программы в области здравоохранения и наиболее важные меры по их осуществлению подлежат научной экспертизе, которая проводится в соответствии с законом, в ведущих национальных и международных учреждениях, определенных Кабинетом Министров Украины.

 Высшим научным медицинским учреждением Украины со статусом самоуправляемой организации и независимым в проведении исследований и разработке направлений научного поиска является Академия медицинских наук Украины.

 Статья 21. Налоговые и иные льготы в области здравоохранения

 Учреждения здравоохранения, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области здравоохранения, а также субъекты хозяйствования, производящие продукцию, необходимую для обеспечения деятельности учреждений здравоохранения, пользуются налоговыми и иными льготами, предусмотренными законодательством.

 Статья 22. Государственный контроль и надзор в области здравоохранения

 Государство через специально уполномоченные органы исполнительной власти осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о здравоохранении, государственных стандартов, критериев и требований, направленных на обеспечение здоровой окружающей природной среды и санитарно-эпидемического благополучия населения, нормативов профессиональной деятельности в области здравоохранения, требований Государственной Фармакопеи, стандартов медицинского обслуживания, медицинских материалов и технологий.

 Статья 23. Высший надзор за соблюдением законодательства о здравоохранении

 Высший надзор за соблюдением законодательства о здравоохранении осуществляют Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры.

 Статья 24. Участие общественности в охране здоровья

 Органы и учреждения здравоохранения обязаны содействовать реализации права граждан на участие в управлении здравоохранением и проведении общественной экспертизы по этим вопросам.

 При органах и учреждениях здравоохранения могут создаваться общественные консультативные или наблюдательные советы, которые будут оказывать содействие их деятельности и обеспечивать информированность населения и общественный контроль в области здравоохранения.

 В определении содержания и путей выполнения государственных целевых и местных программ здравоохранения, осуществлении соответствующих конкретных мероприятий, решении кадровых, научных и других проблем организации государственной деятельности в этой области могут участвовать профессиональные общественные организации работников здравоохранения и другие объединения граждан, в том числе международные.

 Раздел IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЫХ И БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ

 Статья 25. Поддержание необходимого для здоровья жизненного уровня населения

 Государство обеспечивает жизненный уровень населения, включая еду, одежду, жилье, медицинский уход, социальное обслуживание и обеспечение, необходимый для поддержания его здоровья.

 С этой целью на основе научно обоснованных медицинских, физиологических и санитарно-гигиеничных требований устанавливаются единые минимальные нормы заработной платы, пенсий, стипендий, социальных пособий и иных доходов населения, организуется натуральное, в том числе бесплатное, обеспечение наиболее уязвимых слоев населения продуктами питания, одеждой, лекарствами и другими предметами первой необходимости, осуществляется комплекс мероприятий по удовлетворению жизненных потребностей беженцев, беспризорных и других лиц, не имеющих определенного места жительства, бесплатно оказывается медицинская помощь и предоставляется социальное обслуживание лицам, находящимся в тяжелом материальном положении, угрожающем их жизни и здоровью.

 Медицинские, физиологические и санитарно-гигиенические требования относительно жизненного уровня населения утверждаются Верховным Советом Украины.

 Статья 26. Охрана окружающей природной среды

 Государство обеспечивает охрану окружающей природной среды как важной предпосылки жизни и здоровья человека путем охраны живой и неживой природы, защиты людей от отрицательного экологического воздействия, путем достижения гармоничного взаимодействия личности, общества и природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

 Отношения в области охраны окружающей природной среды регулируются соответствующим законодательством Украины и международными договорами.

 Статья 27. Обеспечение санитарно-эпидемического благополучия территорий и населенных пунктов

 Санитарно-эпидемическое благополучие территорий и населенных пунктов обеспечивается системой государственных стимулов и регуляторов, направленных на строгое соблюдение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, комплексом специальных санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий и организацией государственного санитарного надзора.

 В Украине устанавливаются единые санитарно-гигиеничные требования к планированию и застройке населенных пунктов; строительству и эксплуатации промышленных и других объектов; очистке и обезвреживанию промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов; содержанию и использованию жилых, производственных и служебных помещений и территорий, на которых они расположены; организации питания и водоснабжения населения; производству, применению, хранению, транспортировке и захоронению радиоактивных, ядовитых и сильнодействующих веществ; содержанию и убою домашних и диких животных, а также к иной деятельности, которая может угрожать санитарно-эпидемическому благополучию территорий и населенных пунктов.

 Статья 28. Создание благоприятных для здоровья условий труда, обучения, быта и отдыха

 В целях обеспечения благоприятных для здоровья условий труда, обучения, быта и отдыха, высокого уровня трудоспособности, профилактики травматизма и профессиональных заболеваний, отравлений и предотвращения иного возможного ущерба здоровью устанавливаются единые санитарно-гигиеничные требования к организации производственных и других процессов, связанных с деятельностью людей, а также к качеству машин, оборудования, зданий, потребительских товаров и иных объектов, которые могут оказывать вредное воздействие на здоровье. Все государственные стандарты, технические условия и промышленные образцы обязательно согласовываются с органами здравоохранения в порядке, установленном законодательством.

 Собственники и руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить в их деятельности выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и других требований по охране труда, предусмотренных законодательством о труде, не допускать вредного воздействия на здоровье людей и окружающую среду.

 Государство обеспечивает надзор и контроль за созданием благоприятных для здоровья условий труда, обучения, быта и отдыха, содействует общественному контролю в этих вопросах.

 Статья 29. Сохранение генофонда народа Украины

 В интересах сохранения генофонда народа Украины, предотвращения демографического кризиса, обеспечения здоровья будущих поколений и профилактики наследственных заболеваний государство осуществляет комплекс мероприятий, направленных на устранение факторов, вредно влияющих на генетический аппарат человека, а также создает систему государственного генетического мониторинга, организует медико-генетическую помощь населению, содействует обогащению и распространению научных знаний в области генетики и демографии.

 Запрещается медицинское вмешательство, которое может вызвать расстройство генетического аппарата человека.

 Статья 30. Предупреждение инфекционных заболеваний, опасных для населения

 Государство обеспечивает планомерное научно обоснованное предупреждение, лечение, локализацию и ликвидацию массовых инфекционных заболеваний.

 Лица, являющимися носителями возбудителей инфекционных заболеваний, опасных для населения, отстраняются от работы и иной деятельности, которая может способствовать распространению инфекционных болезней, и подлежат медицинскому наблюдению и лечению за счет государства с выплатой в случае необходимости пособия по социальному страхованию. По отдельным особо опасным инфекционным заболеваниям могут осуществляющие обязательные медицинские освидетельствования, профилактические прививки, лечебные и карантинные меры в порядке, установленном законами Украины.

 В случае угрозы возникновения или распространения эпидемических заболеваний Президентом Украины в соответствии с законами Украины и рекомендациями органов здравоохранения могут вводиться особые условия и режимы труда, обучения, передвижения и перевозки на всей территории Украины или в отдельных ее местностях, направленные на предупреждение распространения и ликвидацию этих заболеваний.

 Органы местной государственной администрации, регионального и местного самоуправления обязаны активно содействовать осуществлению противоэпидемических мероприятий.

 Перечень особо опасных и опасных инфекционных заболеваний и условия признания лица инфекционно больным или носителем возбудителя инфекционного заболевания определяются Министерством здравоохранения Украины и публикуются в официальных источниках.

 Статья 31. Обязательные медицинские осмотры

 В целях охраны здоровья населения организуются профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних, беременных женщин, работников предприятий, учреждений и организаций с вредными и опасными условиями труда, военнослужащих и лиц, профессиональная либо иная деятельность которых связана с обслуживанием населения или повышенной опасностью для окружающих.

 Собственники и руководители предприятий, учреждений и организаций несут ответственность за своевременность прохождение своими работниками обязательных медицинских осмотров и за вредные последствия для здоровья населения, вызванные допуском к работе лиц, не прошедших обязательный медицинский осмотр.

 Перечень категорий населения, которые должны проходить обязательные медицинские осмотры, периодичность, источники финансирования и порядок этих осмотров определяются Кабинетом Министров Украины.

 Статья 32. Содействие здоровому образу жизни населения

 Государство содействует утверждению здорового образа жизни населения путем распространения научных знаний по вопросам здравоохранения, организации медицинского, экологического и физического воспитания, осуществления мер, направленных на повышение гигиенической культуры населения, создание необходимых условий, в том числе медицинского контроля, для занятия физкультурой, спортом и туризмом, развитие сети лечебно-физкультурных учреждений, профилакториев, баз отдыха и других оздоровительных учреждений, на борьбу из вредными для здоровья человека привычками, установление системы социально-экономического стимулирования лиц, ведущих здоровый образ жизни.

 В Украине проводится государственная политика ограничения курения и потребления алкогольных напитков. Реклама табачных изделий, алкогольных напитков и других товаров, вредных для здоровья человека, осуществляется в соответствии с Законом Украины "О рекламе".

 С целью предотвращения ущерба здоровью населения применение гипноза, внушения, других методов психологического и психотерапевтического воздействия разрешается только в местах и в порядке, установленных Министерством здравоохранения Украины.

 Раздел V. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

 Статья 33. Обеспечение лечебно-профилактической помощью

 Гражданам Украины оказывается лечебно-профилактическая помощь поликлиниками, больницами, диспансерами, клиниками научно-исследовательских институтов и другими аккредитованными учреждениями здравоохранения , службой скорой медицинской помощи, а также отдельными медицинскими работниками, имеющими соответствующую лицензию.

 Для обеспечения лечебно-профилактической помощью граждан Украины, имеющих соответственные льготы, установленные законодательством, создаются специальные лечебно-профилактические учреждения.

 Статья 34. Лечащий врач

 Лечащий врач может выбираться непосредственно пациентом или назначаться руководителем учреждения здравоохранения или его подразделения. Обязанностями лечащего врача является своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента. Пациент вправе требовать замены врача.

 Врач имеет право отказаться от дальнейшего ведения пациента, если последний не выполняет медицинских предписаний или правил внутреннего распорядка учреждения здравоохранения, при условии, что это не будет угрожать жизни больного и здоровью населения.

 Врач не несет ответственности за здоровье больного в случае отказа последнего от медицинских предписаний или нарушения пациентом установленного для него режима.

 Статья 35. Виды лечебно-профилактической помощи

 Государство гарантирует предоставление доступной социально приемлемой первичной лечебно-профилактической помощи как основной части медико-санитарной помощи населению, предусматривающей консультацию врача, простую диагностику и лечение основных наиболее распространенных заболеваний, травм и отравлений, профилактические меры, направление пациента для оказания специализированной и высокоспециализированной помощи. Первичная лечебно-профилактическая помощь оказывается преимущественно по территориальному признаку семейными врачами или другими врачами общей практики.

 Специализированная (вторичная) лечебно-профилактическая помощь оказывается врачами, которые имеют соответствующую специализацию и могут обеспечить более квалифицированное консультирование, диагностику, профилактику и лечение, нежели врачи общей практики.

 Высокоспециализированная (третичная) лечебно-профилактическая помощь оказывается врачом или группой врачей, имеющих соответствующую подготовку в области сложных для диагностики и лечения заболеваний, при лечении болезней, требующих специальных методов диагностики и лечения, а также с целью установления диагноза и проведения лечения редко встречающихся заболеваний.

 Статья 36. Направление больных на лечение за границу

 Граждане Украины могут направляться для лечения за границу в случае необходимости оказания того или иного вида медицинской помощи больному и невозможности ее оказания в учреждениях здравоохранения Украины.

 Государственные органы обязаны содействовать выезду граждан Украины за границу и нахождению там в период лечения.

 Порядок направления граждан Украины за границу для лечения устанавливается Кабинетом Министров Украины.

 Статья 37. Оказание медицинской помощи в неотложных и экстримальных ситуациях

 Медицинские работники обязаны оказывать первую неотложную помощь при несчастных случаях и острых заболеваниях. Медицинская помощь обеспечивается службой скорой медицинской помощи или ближайшими лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности с дальнейшим возмещением расходов.

 В неотложных случаях, когда оказание медицинской помощи ввиду отсутствия медицинских работников на месте невозможно, предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны предоставлять транспорт для перевозки больного в лечебно-профилактическое учреждение. В этих случаях первую неотложную помощь также должны оказывать сотрудники милиции, пожарной охраны, аварийных служб, водители транспортных средств и представители других профессий, на которых эта обязанность возложена законодательством и служебными инструкциями.

 В случае угрозы жизни больного медицинские работники и другие граждане имеют право использовать любое имеющееся транспортное средство для проезда к местонахождению больного с целью оказания неотложной помощи или транспортировки его в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение.

 Оказание бесплатной медицинской помощи гражданам в экстримальных ситуациях (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, массовые отравления, эпидемии, эпизоотии, радиационное, бактериологическое и химическое загрязнение и тому подобное) возлагается прежде всего на специализированные бригады постоянной готовности службы экстренной медицинской помощи с возмещением необходимых расходов местных учреждений здравоохранения в полном объеме за счет централизованных фондов.

 Гражданам, которые во время неотложной или экстримальной ситуации участвовали в спасании людей и способствовали оказанию медицинской помощи, гарантируется в случае необходимости в порядке, установленном законодательством, бесплатное лечение и материальная компенсация ущерба, причиненного их здоровью и имуществу.

 Ответственность за несвоевременное и некачественное обеспечение оказания медицинской помощи, повлекшее тяжелые последствия, несут органы власти и специальные учреждения, обслуживающие лечебные учреждения.

 Статья 38. Выбор врача и лечебного учреждения

 Каждый пациент, достигший четырнадцати лет и обратившийся за предоставлением ему медицинской помощи, имеет право на свободный выбор врача, если последний может предложить свои услуги, и выбор методов лечения в соответствии с его рекомендациями.

 Каждый пациент имеет право, когда это оправдано его состоянием, быть принятым в любом государственном лечебно-профилактическом учреждении по своему выбору, если это учреждение имеет возможность обеспечить соответствующее лечение.

 Статья 39. Обязанность предоставления медицинской информации

 Пациент, достигший совершеннолетия, имеет право на получение достоверной и полной информации о состоянии своего здоровья, в том числе на ознакомление с соответствующими медицинскими документами, касающимися его здоровья.

 Родители (усыновители), опекун, попечитель имеют право на получение информации о состоянии здоровья ребенка или подопечного.

 Медицинский работник обязан предоставить пациенту в доступной форме информацию о состоянии его здоровья, цель проведения предложенных исследований и лечебных мероприятий, прогноз возможного развития заболевания, в том числе наличие риска для жизни и здоровья.

 Если информация о болезни пациента может ухудшить состояние его здоровья или ухудшить состояние здоровья физических лиц, определенных частью второй этой статьи, повредить процессу лечения, медицинские работники имеют право предоставить неполную информацию о состоянии здоровья пациента, ограничить возможность их ознакомления с отдельными медицинскими документами.

 В случае смерти пациента члены его семьи или другие уполномоченные ими физические лица имеют право присутствовать при исследовании причин его смерти и ознакомиться с заключениями относительно причин смерти, а также право на обжалование этих заключений в суд.

 Статья 39-1. Право на тайну о состоянии здоровья

 Пациент имеет право на тайну о состоянии своего здоровья, факте обращения за медицинской помощью, диагнозе, а также о сведениях, полученных при его медицинском обследовании.

 Запрещается требовать и давать по месту работы или обучения информацию о диагнозе и методах лечения пациента.

 Статья 40. Врачебная тайна

 Медицинские работники и другие лица, которым в связи с исполнением профессиональных или служебных обязанностей стало известно о болезни, медицинском обследовании , осмотре и их результатах, интимной и семейной сторонах жизни гражданина, не имеют права разглашать эти сведения, кроме предусмотренных законодательными актами случаев.

 При использовании информации, составляющей врачебную тайну, в учебном процессе, научно-исследовательской работе, в том числе в случаях ее публикации в специальной литературе, должна быть обеспечена анонимность пациента.

 Статья 41. Освобождение от работы на период болезни

 На период болезни с временной потерей трудоспособности гражданам предоставляется освобождение от работы с выплатой в установленном законодательством Украины порядке пособия по социальному страхованию.

 Статья 42. Общие условия медицинского вмешательства

 Медицинское вмешательство (применение методов диагностики, профилактики или лечения, связанных с воздействием на организм человека) допускается лишь в том случае, когда оно не может причинить ущерб здоровью пациента.

 Медицинское вмешательство, связанное с риском для здоровья пациента, допускается как исключение в условиях острой необходимости, когда возможный вред от применения методов диагностики, профилактики или лечения меньше того, который предполагается в случае отказа от вмешательства, а устранение опасности для здоровья пациента иными методами невозможно.

 Рискованные методы диагностики, профилактики или лечения признаются допустимыми, если они отвечают современным научно обоснованным требованиям, направлены на предотвращение реальной угрозы жизни и здоровью пациента, применяются с согласия информированного об их возможных вредных последствиях пациента, а врач предпринимает все надлежащие в таких случаях меры для предотвращения вреда жизни и здоровью пациента.

 Статья 43. Согласие на медицинское вмешательство

 Согласие информированного в соответствии со статьей 39 настоящих Основ пациента необходимо для применения методов диагностики, профилактики и лечения. Относительно пациента в возрасте до 14 лет (малолетнего пациента), а также пациента, признанного в установленном законом порядке недееспособным, медицинское вмешательство осуществляется с согласия их законных представителей.

 В неотложных случаях, когда имеется реальная угроза жизни больного, согласие больного или его законных представителей на медицинское вмешательство не требуется.

 Если отсутствие согласия может повлечь тяжелые для пациента последствия, врач обязан ему это объяснить. Если и после этого пациент отказывается от лечения, врач вправе взять от него письменное подтверждение, а при невозможности его получения - засвидетельствовать отказ соответствующим актом в присутствии свидетелей.

 Пациент, который приобрел полную гражданскую дееспособность и осознает значение своих действий и может управлять ими, имеет право отказаться от лечения.

 Если отказ дает законный представитель пациента и он может иметь для пациента тяжелые последствия, врач должен уведомить об этом органы опеки и попечительства.

 Статья 44. Применение методов профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и лекарственных средств

 В медицинской практике применяются методы профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и лекарственные средства, разрешенные к применению Министерством здравоохранения Украины.

 Новые методы профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и лекарственные средства, которые находятся на рассмотрении в установленном порядке, но еще не допущенные к применению, могут использоваться в интересах излечения человека только после получения его письменного согласия. Относительно лица в возрасте до 14 лет (малолетнего лица) указанные методы и средства могут использоваться при наличии письменного согласия его родителей или других законных представителей, а относительно лица в возрасте от 14 до 18 лет - по его письменному согласию и письменному согласию его родителей или других законных представителей; относительно лица, гражданская дееспособность которого ограничивается, - по его письменному согласию и письменному согласию его попечителей; относительно лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, - по письменному согласию его законного представителя. При получении согласия на применение новых методов профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и лекарственных средств, которые находятся на рассмотрении в установленном порядке, но еще не допущены к применению, лицу и (или) его законному представителю должна быть предоставлена информация о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске и ожидаемым результатах.

 Порядок применения методов профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и лекарственных средств, указанных в части второй этой статьи, устанавливается Министерством здравоохранения Украины.

 Статья 45. Медико-биологические эксперименты на людях

 Применение медико-биологических экспериментов на людях допускается в общественно-полезных целях при условии их научной обоснованности, преимущества возможного успеха над риском причинить тяжелые последствия для здоровья или жизни, гласности применения эксперимента, полной информированности и свободного согласия совершеннолетнего дееспособного физического лица, подлежащего эксперименту, относительно требований его применения, а также при условии сохранения в необходимых случаях врачебной тайны. Запрещается проведение научно-исследовательского эксперимента на больных, заключенных или военнопленных, а также терапевтического эксперимента на людях, заболевание которых не имеет непосредственной связи с целью опыта.

 Порядок проведения медико-биологических экспериментов регулируется законодательными актами Украины.

 Статья 46. Донорство крови и ее компонентов

 Сдача крови, ее компонентов для дальнейшего использования их для лечения, изготовления соответствующих лекарственных препаратов или использования в научных исследованиях осуществляется совершеннолетними дееспособными физическими лицами добровольно. Запрещается насильническое или путем обмана изъятие крови у физического лица с целью использования его как донора.

 Донорство крови, ее компонентов осуществляется в соответствии с законом.

 Донорам предоставляются льготы, предусмотренные законодательством Украины.

 Статья 47. Трансплантация органов и других анатомических материалов

 Применение метода пересадки от донора к реципиенту органов и других анатомических материалов осуществляется в определенном законом порядке при наличии их согласия или согласия их законных представителей при условии, если использование иных средств и методов для поддержания жизни, восстановления или улучшение здоровья не дает желаемых результатов, а причиненный при этом вред донору меньше, чем тот, который угрожал реципиенту.

 Донором органов и других анатомических материалов может быть совершеннолетнее дееспособное физическое лицо. Физическое лицо может дать письменное согласие на донорство его органов и других анатомических материалов на случай своей смерти или запретить его.

 Взятие органов и других анатомических материалов с тела умершего физического лица не допускается, кроме случаев и в порядке, установленных законом.

 Статья 48. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона

 Применение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона осуществляется согласно условиям и порядку, установленным Министерству здравоохранения Украины, по медицинским показаниям совершеннолетней женщины, с которой производится такое действие, при условии наличия письменного согласия супругов, обеспечения анонимности донора и сохранения врачебной тайны.

 Раскрытие анонимности донора может быть осуществлено в порядке, предусмотренном законодательством.

 Статья 49. Применение методов стерилизации

 Применение методов стерилизации может осуществляться по желанию совершеннолетнего пациента в аккредитованных учреждениях здравоохранения по медицинским показаниям, устанавливаемым Министерством здравоохранения Украины.

 Стерилизация недееспособного физического лица при наличии медицинских показаний может быть проведена только по согласию его опекуна с соблюдением требований, установленных законом.

 Статья 50. Добровольное искусственное прерывание беременности

 Операция искусственного прерывания беременности (аборт) может быть проведена по желанию женщины в аккредитованных учреждениях здравоохранения при беременности сроком не более 12 недель.

 В случаях, установленных законодательством, искусственное прерывание беременности может быть проведено при беременности от двенадцати до двадцати двух недель.

 Перечень обстоятельств, позволяющих прерывание беременности после двенадцати недель беременности, устанавливается законодательством.

 Статья 51. Изменение (коррекция) половой принадлежности

 По просьбе пациента в соответствии с медико-биологическими и социально-психологическими показаниями, устанавливаемыми Министерством здравоохранения Украины, ему может быть произведено путем медицинского вмешательства в аккредитованных учреждениях здравоохранения изменение (коррекция) его половой принадлежности.

 Лицу, которому было осуществлено изменение половой принадлежности, выдается медицинское свидетельство, на основании которого в дальнейшем решается вопрос о соответствующих изменениях в его правовом статусе.

 Статья 52. Оказание медицинской помощи больному в критическом для жизни состоянии

 Медицинские работники обязаны оказывать медицинскую помощь в полном объеме больному, находящемуся в критическом для жизни состоянии. Такая помощь может также оказываться специально созданными учреждениями здравоохранения, пользующимися льготами со стороны государства.

 Активные меры по поддержанию жизни больного прекращаются в том случае, когда состояние человека определяется как необратимая смерть. Порядок прекращения таких мер, понятие и критерии смерти определяются Министерством здравоохранения Украины в соответствии с современными международными требованиями.

 Медицинским работникам запрещается осуществление эутаназии - преднамеренного ускорения смерти или умерщвления неизлечимо больного с целью прекращения его страданий.

 Статья 53. Специальные меры профилактики и лечения социально опасных заболеваний

 В целях охраны здоровья населения органы и учреждения здравоохранения обязаны осуществлять специальные меры профилактики и лечения социально опасных заболеваний (туберкулез, психические, венерические заболевания, СПИД, лепра, хронический алкоголизм, наркомания), а также карантинных заболеваний.

 Порядок осуществления госпитализации и лечения таких больных, в том числе и в принудительном порядке, устанавливается законодательными актами Украины.

 Раздел VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ И ПРОТЕЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ

 Статья 54. Порядок обеспечения лекарственными средствами и иммунобиологическими препаратами

 Граждане обеспечиваются лекарственными средствами и иммунобиологическими препаратами через аптечные и лечебно-профилактические учреждения.

 Порядок обеспечения граждан бесплатно или на льготных условиях лекарственными средствами и иммунобиологическими препаратами определяется законодательством Украины.

 Аптечные и лечебно-профилактические учреждения могут отпускать лишь такие лекарственные средства и иммунобиологические препараты, которые разрешены к применению Министерством здравоохранения Украины, и несут ответственность за обеспечение надлежащего режима их хранения и реализации, а также за поддержание обязательного ассортимента лекарственных средств и иммунобиологических препаратов, в том числе необходимого запаса на случай эпидемических заболеваний, стихийных бедствий и катастроф.

 Министерство здравоохранения Украины регулярно информирует работников здравоохранения и населения о лекарственных средствах и иммунобиологических препаратах, разрешенных к применению.

 Статья 55. Производство лекарственных средств и иммунобиологических препаратов

 Производство новых лекарственных средств и иммунобиологических препаратов для медицинских целей допускается с разрешения Министерства здравоохранения Украины после установление их лечебной или профилактической эффективности.

 Качество лекарственных средств и иммунобиологических препаратов должно отвечать требованиям Государственной Фармакопеи Украины и техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.

 Контроль за качеством лекарственных средств и иммунобиологических препаратов, изготовляемых предприятиями Украины, осуществляется Министерством здравоохранения Украины.

 Статья 56. Обеспечение протезной помощью

 Граждане в необходимых случаях обеспечиваются протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, очками, слуховыми аппаратами, средствами лечебной физкультуры и специальными средствами передвижения.

 Категории лиц, подлежащих бесплатному или льготному обеспечению указанными изделиями и предметами, а также условия и порядок обеспечения ими устанавливаются законодательством Украины.

 Раздел VII. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА

 Статья 57. Поощрение материнства. Гарантии охраны здоровья матери и ребенка

 Материнство в Украине охраняется и поощряется государством.

 Охрана здоровья матери и ребенка обеспечивается организацией широкой сети женских, медико-генетических и других консультаций, родильных домов, санаториев и домов отдыха для беременных женщин и матерей с детьми, яслей, садов и других детских учреждений; предоставлением женщине отпуска в связи с беременностью и родами с выплатой пособия по социальному страхованию и установлением перерывов в работе для кормления ребенка; выплатой в установленном порядке пособия в связи с рождением ребенка и пособия на время ухода за больным ребенком; запрещением применения труда женщин на тяжелых и вредных для здоровья производствах, переводом беременных женщин на легкую работу с сохранением среднего заработка; улучшением и оздоровлением условий труда и быта; устранением отрицательных экологических факторов; государственной и общественной помощью семье и иными мерами в порядке, установленном законодательством Украины.

 В целях охраны здоровья женщины ей предоставляется право самой решать вопрос о материнстве.

 Статья 58. Обеспечение медицинской помощью беременных женщин и новорожденных

 Учреждения здравоохранения обеспечивают каждой женщине квалифицированное медицинское наблюдение за течением беременности, стационарную медицинскую помощь при родах и лечебно-профилактическую помощь матери и новорожденному ребенку.

 Статья 59. Забота об укреплении и охране здоровья детей и подростков

 Родители обязаны заботиться о здоровье своих детей, их физическом и духовном развитии, ведении ими здорового образа жизни. В случае нарушения этой обязанности, если оно причиняет существенный вред здоровью ребенка, виновные в установленном порядке могут быть лишены родительских прав.

 С целью воспитания здорового молодого поколения с гармоничным развитием физических и духовных сил государство обеспечивает развитие широкой сети детских садов, школ-интернатов , здравниц, лагерей отдыха и других детских учреждений.

 Детям, находящимся на воспитании в детских учреждениях и обучающимся в школах, обеспечиваются необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья и гигиеничного воспитания. Условия учебно-трудовой нагрузки, а также требования относительно режима проведения занятий определяются по согласованию с Министерством здравоохранения Украины.

 Статья 60. Обеспечение детей и подростков медицинской помощью

 Медицинская помощь детям и подросткам обеспечивается лечебно-профилактическими и оздоровительными учреждениями, детскими поликлиниками, отделениями, диспансерами, больницами, санаториями и другими учреждениями здравоохранения. В государственные детские санатории путевки детям предоставляются бесплатно.

 Дети и подростки находятся под диспансерным наблюдением.

 Статья 61. Детское питание

 Государство обеспечивает детей возрастом до трех лет изготовленными преимущественно на промышленной основе из экологически чистого сырья качественными детскими смесями и другими продуктами детского питания.

 Контроль за выполнением санитарно-гигиенических и других нормативных требований относительно продуктов детского питания налагается на органы государственного санитарного надзора.

 Статья 62. Контроль за охраной здоровья детей в детских воспитательных и учебных заведениях

 Контроль за охраной здоровья детей и проведением оздоровительных мероприятий в детских воспитательных учреждениях и учебных заведениях осуществляют органы и учреждения здравоохранения совместно с органами и учреждениями народного образования при участии общественных организаций.

 Статья 63. Государственная помощь гражданам в осуществлении ухода за детьми с дефектами физического или психического развития

 Дети с дефектами физического или психического развития, нуждающиеся в медико-социальной помощи и специальном уходе, по желанию родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в домах ребенка, детских домах и других специализированных детских учреждениях за государственный счет.

 Семьям или лицам и учреждениям, на содержании которых находятся такие дети, предоставляется медико-социальная помощь в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

 Статья 64. Льготы, предоставляемые матерям в случае болезни детей

 При невозможности госпитализации или отсутствии показаний к стационарному лечению больного ребенка мать или другой член семьи, ухаживающий за ребенком, может освобождаться от работы с выплатой пособия из фондов социального страхования в установленном порядке. При стационарном лечении детей в возрасте до шести лет, а также тяжелобольных детей старшего возраста, нуждающихся по заключению врачей в материнском уходе, матери или другим членам семьи предоставляется возможность находится с ребенком в лечебном учреждении с обеспечением бесплатного питания и условий для проживания и выплатой пособия по социальному страхованию в установленном порядке.

 Статья 65. Контроль за трудовым и производственным обучением и условиями работы подростков

 Производственное обучение подростков разрешается в соответствии с законодательством по тем профессиями, которые соответствуют их возрасту, физическому и умственному развитию и состоянию здоровья. Трудовое и производственное обучение осуществляется под систематическим медицинским контролем.

 Контроль за условиями труда подростков, а также проведением специальных мер, направленных на предупреждение заболеваний подростков, осуществляют органы и учреждения здравоохранения совместно с собственниками предприятий, учреждений, организаций, а также органами профессионально-технического образования, органами народного образования, общественными организациями.

 Статья 66. Обязательные медицинские осмотры работающих подростков

 Медицинский осмотр подростков обязателен для решения вопроса о приеме их на работу. Медицинские осмотры работающих подростков должны проводится регулярно, но не реже одного раза в год.

 Раздел VIII. МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТДЫХА

 Статья 67. Медико-санитарное обеспечение санаторно-курортной деятельности

 Санаторно-курортные учреждения осуществляют свою деятельность в порядке, предусмотренном законодательством о курортах. В целях обеспечения оказания в них надлежащей лечебно-профилактической помощи открытие санаторно-курортного учреждения, установление его специализации (медицинского профиля) и медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения осуществляется по согласованию с Министерством здравоохранения Украины или уполномоченным им на это органом.

 Необходимость в санаторно-курортном лечении определяется врачом по состоянию здоровья больного и оформляется медицинскими документами в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Украины образцом.

 Органы здравоохранения обязаны оказывать санаторно-курортным учреждениям научно-методическую и консультативную помощь.

 Государственный контроль за оказанием лечебно-профилактической помощи в санаторно-курортных учреждениях осуществляют Министерство здравоохранения Украины и уполномоченные им органы, имеющие право в установленном законодательными актами порядке приостанавливать деятельность этих учреждений за нарушение законодательства о здравоохранении или законных прав и интересов граждан.

 Статья 68. Медико-санитарное обеспечение отдыха

 Собственники и руководители домов отдыха, пансионатов, туристских баз, других предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых связана с организацией отдыха населения, обязаны создать здоровые и безопасные условия для отдыха, физкультурно-оздоровительных занятий, соблюдать законодательство о здравоохранении и санитарно-гигиенические нормы, обеспечить возможность оказания лицам, которые отдыхают, необходимой лечебно-профилактической помощи.

 Государственный контроль за медико-санитарным обеспечением отдыха населения осуществляют органы здравоохранения.

 Раздел IX. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

 Статья 69. Медико-социальная экспертиза потери трудоспособности

 Экспертиза временной нетрудоспособности граждан осуществляется в учреждениях здравоохранения врачом или комиссией врачей, которые устанавливают факт необходимости предоставления отпуска в связи с болезнью и увечьем, беременностью и родами, по уходу за больным членом семьи, в период карантина, для протезирования, санаторно-курортного лечения, определяют необходимость и сроки временного перевода работника в связи с болезнью на другую работу в установленном порядке, а также принимают решение о направлении на медико-социальную экспертную комиссию для определения наличия и степени длительной или стойкой потери трудоспособности.

 Экспертиза длительной или стойкой потери трудоспособности осуществляется медико-социальными экспертными комиссиями, которые устанавливают степень и причину инвалидности, определяют для инвалидов работы и профессии, доступные им по состоянию здоровья, проверяют правильность использования труда инвалидов согласно заключению экспертной комиссии и оказывают содействие восстановлению трудоспособности инвалидов.

 Заключения органов медико-социальной экспертизы об условиях и характере труда инвалидов обязательны для собственников и администрации предприятий, учреждений и организаций.

 Порядок организации и проведения медико-социальной экспертизы устанавливается Кабинетом Министров Украины.

 Статья 70. Военно-врачебная экспертиза

 Военно-врачебная экспертиза определяет пригодность к военной службе призывников, военнослужащих и военнообязанных, устанавливает причинную связь заболеваний, ранений и травм с военной службой и определяет необходимость и условия применения медико-социальной реабилитации и помощи военнослужащим.

 Военно-врачебная экспертиза осуществляется военно-врачебными комиссиями, которые создаются при военных комиссариатах и учреждениях здравоохранения Министерства обороны Украины, Службы безопасности Украины и других воинских формирований.

 Порядок организации и проведения военно-врачебной экспертизы устанавливается Кабинетом Министров Украины.

 Статья 71. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы

 Проведение судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы назначается лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судом в порядке, установленном законодательством, для решения вопросов, требующих специальных знаний в области судебной медицины или судебной психиатрии.

 Организационное руководство судебно-медицинской и судебно-психиатрической службами осуществляет Министерство здравоохранения Украины.

 Статья 72. Патологоанатомические вскрытия

 Патологоанатомические вскрытия трупов производятся с целью установления причин и механизмов смерти больного.

 В обязательном порядке патологоанатомические вскрытия осуществляются при наличии подозрения на насильственную смерть, а также когда смерть больного наступила в учреждении здравоохранения, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

 При наличии письменного заявления близких родственников или задокументированного волеизъявления покойного и отсутствия подозрения на насильственную смерть, исходя из религиозных и других уважительных мотивов, патологоанатомическое вскрытие может не производится.

 Порядок проведения патологоанатомического вскрытия определяется Министерством здравоохранения Украины.

 Статья 73. Альтернативная медицинская экспертиза

 В случае несогласия гражданина с заключениями государственной медицинской экспертизы и в других предусмотренных законодательством случаях по требованию гражданина проводится альтернативная медицинская (медико-социальная, военно-врачебная) экспертиза или патологоанатомическое вскрытие.

 Альтернативная медицинская экспертиза осуществляется специалистами соответствующего профиля и квалификации. Граждане самостоятельно выбирают экспертное учреждение и экспертов.

 Порядок и условия проведения альтернативной медицинской экспертизы определяются Кабинетом Министров Украины.

 Раздел Х. МЕДИЦИНСКАЯ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Статья 74. Занятие медицинской и фармацевтической деятельностью

 Медицинской и фармацевтической деятельностью могут заниматься лица, имеющие соответствующее специальное образование и отвечающие единым квалификационным требованиям.

 Единые квалификационные требования к лицам, занимающимся определенными видами медицинской и фармацевтической деятельности, устанавливаются Министерством здравоохранения Украины. Ответственность за соблюдение указанных квалификационных требований несут руководители учреждения здравоохранения и те органы, которым предоставлено право выдавать лицензию на проведение хозяйственной деятельности в области здравоохранения.

 Лица, прошедшие медицинскую или фармацевтическую подготовку в учебных заведениях зарубежных стран, допускаются к профессиональной деятельности после проверки их квалификации в порядке, установленном Министерством здравоохранения Украины, если иное не предусмотрено законодательством или международными договорами, в которых принимает участие Украина.

 Статья 74-1. Право на занятие народной медициной (целительством)

 Народная медицина (целительство) - методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, базирующиеся на опыте многих поколений людей, установившиеся в народных традициях и не нуждающиеся в государственной регистрации.

 Право на занятие народной медициной (целительством) имеют лица, получившие специальное разрешение на занятие народной медициной (целительством), выданное Министерством здравоохранения Украины или уполномоченным им органом.

 Квалификационные требования к лицам, занимающимся народной медициной (целительством), порядок занятия народной медициной (целительством), порядок выдачи и аннулирование специального разрешения на занятие народной медициной (целительством) устанавливаются Министерством здравоохранения Украины.

 Специальное разрешение на занятие народной медициной (целительством) может быть аннулировано по решению органа, его выдавшего, или по решению суда.

 Запрещается проведение целительства на массовую аудиторию, в том числе с использованием средств массовой информации.

 Занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленных законодательством требований влечет за собой ответственность в соответствии с законом.

 Статья 75. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников

 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников осуществляется соответствующими средними специальными и высшими учебными заведениями и научными учреждениями, учреждениями повышения квалификации и переподготовки кадров, а также через интернатуру, клиническую ординатуру, аспирантуру и докторантуру согласно с законодательством об образовании.

 Учебные планы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников в установленном порядке согласовываются с Министерством здравоохранения Украины.

 Статья 76. Присяга врача Украины

 Выпускники медицинских специальностей высших медицинских учебных заведений приносят Присягу врача Украины.

 Текст Присяги врача Украины утверждается Кабинетом Министров Украины.

 Статья 77. Профессиональные права и льготы медицинских и фармацевтических работников

 Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

 а) занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в соответствии со специальностью и квалификацией;

 б) надлежащие условия профессиональной деятельности;

 в) повышение квалификации, переподготовку не реже одного раза в пять лет в соответствующих заведениях и учреждениях;

 г) свободный выбор апробированных форм, методов и средств деятельности, внедрение в установленном порядке современных достижений медицинской и фармацевтической науки и практики;

 д) бесплатное пользование социальной, экологической и специальной медицинской информацией, необходимой для исполнения профессиональных обязанностей;

 е) обязательное страхование за счет собственника учреждения здравоохранения в случае причинения вреда их жизни и здоровью в связи с исполнением профессиональных обязанностей в случаях, предусмотренных законодательством;

 є) социальное пособие со стороны государства в случае заболевания, увечья или в иных случаях потери трудоспособности, наступившей в связи с исполнением профессиональных обязанностей;

 ж) установление в государственных заведениях здравоохранения должностных окладов (тарифных ставок) на основании Единой тарифной сетки в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

 з) сокращенный рабочий день и дополнительный оплачиваемый отпуск в случаях, установленных законодательством;

 и) льготные условия пенсионного обеспечения;

 i) льготное предоставление жилья и обеспечение телефоном;

 ї) бесплатное пользование жильем с освещением и отоплением тем, кто проживает и работает в сельской местности и поселках городского типа, а также пенсионерам, которые раньше работали медицинскими и фармацевтическими работниками и проживают в этих населенных пунктах, предоставление льгот относительно уплаты земельного налога, кредитования, обзаведения хозяйством и строительства частного жилья, приобретения автомототранспорта.

 Льготы на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением, предусмотренные абзацем первым этого пункта, предоставляются:

 работникам при условии, если размер предоставленных льгот в денежном эквиваленте вместе со среднемесячным совокупным доходом работника за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, дающей право на налоговую социальную льготу, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

 пенсионерам при условии, если среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, дающей право на налоговую социальную льготу, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

 й) первоочередное получение лечебно-профилактической помощи и обеспечение лекарственными и протезными средствами;

 к) создание научных медицинских обществ, профессиональных союзов и других общественных организаций;

 л) судебную защиту профессиональной чести и достоинства.

 м) бесплатное получение в собственность земельного участка в пределах земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, сельскохозяйственного учреждения и организации, расположенных на территории соответствующего совета, из земель сельскохозяйственного предприятия, сельскохозяйственного учреждения и организации, которые приватизируются, или земель запаса или резервного фонда, но не более норм бесплатной передачи земельных участков гражданам, установленных законом для ведения личного крестьянского хозяйства.

 Действие пункта "м" не распространяется на граждан, которые ранее приобрели право на земельную долю (пай) и земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства или для ведения личного крестьянского хозяйства, кроме случаев наследования права на земельную долю (пай), земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства или для ведения личного крестьянского хозяйства в соответствии с законом.

 н) врачи участковых больниц и амбулаторий, расположенных в сельской местности, участковые врачи-терапевты, врачи-педиатры и участковые медсестры территориальных участков городских поликлиник, врачи общей практики (семейные врачи), заведующие терапевтических и педиатрических отделений поликлиник, врачи (старшие врачи) и средний медицинский персонал выездных станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, станций санитарной авиации и отделений плановой и экстренной консультативной помощи - за беспрерывную работу на указанных должностях в указанных учреждениях (на территориальных участках) более трех лет имеют право на дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск продолжительностью три календарных дня. При этом сохраняются права других категорий медицинских работников на дополнительный оплачиваемый отпуск в пределах существующих норм.

 Законодательством могут быть предусмотрены другие права и льготы для медицинских и фармацевтических работников. На них также могут распространятся льготы, устанавливаемые для своих работников предприятиями, учреждениями и организациями, которым они оказывают медико-санитарную помощь.

 Статья 78. Профессиональные обязанности медицинских и фармацевтических работников

 Медицинские и фармацевтические работники обязаны:

 а) содействовать охране и укреплению здоровья людей, предупреждению и лечению заболеваний, оказывать своевременную и квалифицированную медицинскую и врачебную помощь;

 б) бесплатно оказывать первую неотложную медицинскую помощь гражданам при несчастном случае и в других экстримальных ситуациях;

 в) распространять научные и медицинские знания среди населения, пропагандировать, в том числе собственным примером, здоровый образ жизни;

 г) соблюдать требования профессиональной этики и деонтологии, хранить врачебную тайну;

 д) постоянно повышать уровень профессиональных знаний и мастерства;

 е) оказывать консультативную помощь своим коллегам и другим работникам здравоохранения.

 Медицинские и фармацевтические работники несут также другие обязанности, предусмотренные законодательством.

 Раздел XI. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

 Статья 79. Международное сотрудничество в области здравоохранения

 Украина - участник международного сотрудничества в области здравоохранения, член Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и других международных организаций. Государство гарантирует указанным организациям надлежащие условия деятельности на территории Украины, содействует расширению и углублению участия Украины в проводимых ими мероприятиях.

 В соответствии со своими международно-правовым обязательствами государство принимает участие в реализации международных программ здравоохранения; осуществляет обмен экологической и медицинской информацией; содействует профессиональным и научным контактам работников здравоохранения, обмену прогрессивными методами и технологиями, экспорту и импорту медицинского оборудования, лекарственных препаратов и других товаров, необходимых для здоровья, деятельности совместных предприятий в области здравоохранения; организует совместную подготовку специалистов, развивает и поддерживает все другие формы международного сотрудничества, не противоречащие международному праву и национальному законодательству.

 Учреждения здравоохранения, граждане и их объединения имеют право в соответствии с действующим законодательством самостоятельно заключать договоры (контракты) с иностранными юридическими и физическими лицами о любых формах сотрудничества, принимать участие в деятельности соответствующих международных организаций, осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

 Неправомерные ограничения международного сотрудничества со стороны государственных органов и должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке, в том числе и в суд.

 Раздел XII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗДРАВООХРАНЕНИИ

 Статья 80. Ответственность за нарушение законодательства о здравоохранении

 Лица, виновные в нарушении законодательства о здравоохранении, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность согласно законодательству.

 Президент Украины Л.КРАВЧУК


Москва: +7 495 225 5595, Санкт-Петербург: +7 812 448 4717, E-mail: [email protected]
На других языках
Росюрконсалтинг в
Tweeter
LiveJournal
Партнер на Украине
Обратная связь

Rambler's Top100